Иконография события сошествия Христа во ад сложилась ещё в Византии. В её основе лежит апокрифическое Евангелие Никодима, псалмы и пророчества.
В
Евангелии от Матфея так описываются последние минуты крестного пути Христа:
«Иисус… испустил дух. И вот, завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф. 27. 50-53).
Иконография
события сошествия Христа во ад сложилась ещё в Византии. В её основе лежит
апокрифическое Евангелие Никодима, псалмы и пророчества. В апокрифе
повествуется о том, как после распятия Христос сошел в ад к самому источнику
грехопадения – Адаму и Еве, лишивших людей дара бессмертия. Он вывел из ада
прародителей, пророков и праотцев, грех которых Христос искупил Своею смертью
на Кресте.
«Ты еси Бог, сошедший во ад и узы окаянных разрешивший».
Византийский канон события «Сошествие во ад» предусматривает изображение Христа, направляющегося к Адаму. По сторонам Спасителя представлены праведники: Ева, Авель, цари Давид и Соломон, Иоанн Предтеча. Под ногами Христа низвергнутые врата ада. Адам и Ева изображены восставшими из гробов.
Здесь нет драматизма. Атмосфера гармонии и покоя роднит икону с рублёвскими произведениями. Окружающие Христа праведники пребывают в оцепенении – уже минул страх и воцарилась тихая благодать. Потрясенный Адам приникает губами к руке Спасителя.
Эта редкая и трогательная деталь свидетельствует о непосредственности и искренности видения неизвестного художника, делающей икону неповторимой.
«Иисус… испустил дух. И вот, завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф. 27. 50-53).
«Ты еси Бог, сошедший во ад и узы окаянных разрешивший».
Византийский канон события «Сошествие во ад» предусматривает изображение Христа, направляющегося к Адаму. По сторонам Спасителя представлены праведники: Ева, Авель, цари Давид и Соломон, Иоанн Предтеча. Под ногами Христа низвергнутые врата ада. Адам и Ева изображены восставшими из гробов.
Здесь нет драматизма. Атмосфера гармонии и покоя роднит икону с рублёвскими произведениями. Окружающие Христа праведники пребывают в оцепенении – уже минул страх и воцарилась тихая благодать. Потрясенный Адам приникает губами к руке Спасителя.
Эта редкая и трогательная деталь свидетельствует о непосредственности и искренности видения неизвестного художника, делающей икону неповторимой.
КОММЕНТАРИИ