Вот сказанье наших пращуров о смене лета зимою и о начале огня.
«Лежала Мать Сыра Земля во мраке и стуже и сказал юный Ярило: «Взгляну сквозь тьму на Мать Сыру Землю, хороша ли, пригожа ли она, придётся ли по мысли нам?»
И полюбила она бога светлого и разукрасилась цветами, лесами, морями, реками и озёрами. Жадно пила Мать Сыра Земля живоносные лучи и породила человека. И когда вышел он из недр земных, Ярило ударил его золотой вожжой по голове и от той молнии зародился в человеке ум.
И преклонились перед ним все древа, все цветы и звери, и птицы и всякая живая тварь ему подчинилась.
Только скоро красное солнышко стало низиться, укоротились дни, подули злые холодные ветры, заплакала Мать Сыра Земля дождями дробными, заскорбела по милым детушкам, дрогнувшим от стужи.
И сказал ей Ярило: «Ты не плачь, не тоскуй, ухожу ненадолго. Придёт время, пошлю тебе вестницу – Весну Красну, следом за нею сам приду».
И подарил он огонь человеку, чтобы всей живой твари от того огня был страх и ужас, а служил он одному человеку».
Всё застыло, всё заснуло, нанесло белые снега, не дремал один человек – у него был великий дар отца Ярилы, а с ним и свет, и тепло.
Оттого и сжигали наши предки умерших: Ярилина сына, заснувшего смертным сном, отдавали живущему в огне отцу. А после стали отдавать мертвых их матери, опуская в её лоно.
А дарование огня человеку отмечали в долгие летние дни, когда солнце, укорачивая ход, начинает расставаться с землёю и в память дара от бога света жгли купальские огни.
Как только садилось солнце, зажигали живой огонь. Для этого в сухой берёзовой плахе прорезывали круглое отверстие и плотно пригоняли к нему сухое, очищенное от коры, берёзовое полено. Его трением в отверстии плахи вытирали огонь – и то было дело одних стариков, а другие люди в это время безмолвно стояли вокруг, в благоговейном страхе ожидая чудного рождения царя-огня.
Возле стариков стояла девочка-подросток с сухой лучиной в высоко поднятой руке. Как только задымится в отверстии плахи, она бережно подносит лучину и тогда нет ни конца, ни края радостным крикам, весёлому гомону и песням.
Молодёжь, крепко схватившись за руки, прыгает через огонь попарно: не разойдутся руки во время прыжка – быть паре, разойдутся – свадьбы не жди.
До утра кипит веселье, а на заре, когда в лесу больше не страшно, все расходятся по перелескам да по овражкам.
Сказывали, что в Иванову ночь вода подёргивается серебристым блеском, а в лесах деревья переходят с места на место и шумом ветвей ведут меж собой беседы. Стоит сорвать цветок папоротника, как поймёшь язык и зверей, и птиц, и любой травки. А цвет-огонь тот дар Ярилы. Распускается он в полночь, и невидимая рука сразу срывает его.
Редко кто осмелится пойти искать цветок папоротника в Иванову ночь – духи мрака жадно стерегут его от людей. Они срывают цветок и напускают ужасы, страсти и напасти на смельчака, увлекают его за собой в страну мрака и смерти.
Теперь не празднуется старорусский обряд светлому богу Яриле. Спроси у кого при Ярилу, царь-огонь, - никто и не слыхивал…
КОММЕНТАРИИ