В христианстве живые всегда как бы окружены умершими. Всякий день годового круга – это память нескольких святых людей, скончавшихся много веков назад
В
христианстве живые всегда как бы окружены умершими. Всякий день годового круга
– это память нескольких святых людей, скончавшихся много веков назад или
умерших не так давно.
Служба святому, чтение его жития, слов о нём
– это усиленное обращение памяти к нему. Но христианская Русь всегда жила не
только памятью о святых. Она жила памятью обо всех умерших.
На Руси умерших поминают в день их
погребения, в третины, десятины, сорочины, в дни их тезоименинств и годовщины
их смерти. В память об умерших всегда произносится молитва на Литургии.
Поминовение умершего в третий день после его
смерти Церковь совершает в честь трёхдневного воскресения Иисуса Христа и во
образ пресвятой троицы.
В девятый день – поминовение в честь девяти
чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за
нас, ходатайствуют о помиловании преставившемуся.
Поминовение в сороковой день совершается в
память Вознесения Иисуса Христа на сороковой день по воскресении Своем.
Годовщина смерти христианина – это день
рождения для новой, вечной жизни. Она всегда отмечается в кругу близких и
родных покойного.
В седмичном круге поминовению умерших
посвящена суббота, а в годовом – суббота мясопустная перед началом масленицы и
суббота перед Пятидесятницей, Радоница на Фоминой неделе, родительские субботы.
Совершаемые при этом панихиды, указанные
уставом, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, -
вселенскими родительскими субботами.
Воскресенье перед масленицей посвящено
воспоминанию Страшного суда, хотя все ещё только готовятся к праздничному
веселью масленицы, к этому радостному веселью уже понемногу присоединяется
торжественное и покаянное настроение начала Великого поста.
В древности говорили: «Поминай час смертный и
вовеки не согрешишь». Поэтому и веселье масленицы не было безумной оргией, а
всегда было временем радостного общения с ближними.
КОММЕНТАРИИ