радиция празднования Нового года берёт своё начало в Месопотамии: самый первый Новый год был отпразднован в третьем тысячелетии нашей эры.
Традиция празднования Нового года берёт своё начало в Месопотамии: самый первый Новый год был отпразднован в третьем тысячелетии нашей эры.
Традиция празднования Нового года была
связана с тем, что все земледельческие работы начинались в конце марта, после
того как прибывала вода в Тигре и Евфрате. В течение 12 дней это событие было
ознаменовано шествиями, маскарадами, карнавалами.
Во время праздника запрещалось работать и
вершить суды. Постепенно обычай праздновать Новый год распространялся и приобретал
всё больший размах. Эту традицию позаимствовали иудеи, находившиеся в
вавилонском плену, от иудеев она перешла к грекам, а от них – к народам
Западной Европы.
Когда Юлий Цезарь в 46 году до нашей эры ввел
новый календарь (юлианский), первым днём Нового года стали считать первое
января. В этот день римляне приносили жертвы двуликому богу Янусу и начинали с
него крупные мероприятия, считая первый день года благоприятным днём. Отсюда и
пошло название месяца – январь.
Наши предки славяне в Древней Руси отмечали
этот праздник 1 марта: весной природа просыпается и начинается новый цикл
жизни, а в пятнадцатом веке дату наступления нового года перенесли на 1
сентября. Затем стали отмечать Новый год 1 января по юлианскому календарю.
Вечер накануне Нового года называли щедрым:
по древнему поверью, чем богаче и обильнее накрыт стол, тем благополучнее будет
предстоящий год. Недаром в народе говорят: «Как Новый год встретишь, так его и
проведёшь». Среди праздничных угощений были рыбные и мясные блюда, пироги с
различными начинками, компоты, кисели, пиво, взвары. Ритуальными новогодними
блюдами считались сладкая каша-кутья и блины.
У новогодней ёлки тоже есть своя история. Как
гласит легенда, христианский святой Бонифаций читал проповеди среди друидов,
пытаясь обратить их в христианство. Чтобы доказать, что дубы не являются
священными деревьями, он срубил один из дубов.
При падении дуб свалил все ближайшие деревья,
кроме ели – её Бонифаций и назвал деревом Христа.
Первоначально на рождественские ели вешали
фрукты и плоды, потом добавились свечи.
Но
все эти украшения были тяжеловаты для хрупких ветвей, а от свечей они часто
загорались, поэтому постепенно ели стали украшать гирляндами и лёгкими
блестящими шарами. В качестве украшений обязательно подвешивают колокольчики –
они были у овец, которые шли с пастухами.
Под ёлку кладут подарки: они символизируют дары
волхвов, которые были преподнесены Иисусу. А на верхушке дерева и поныне сияет
восьмиконечная Вифлеемская звезда – она символизирует ту звезду, что указывала
путь волхвам, шедшим поклониться новорожденному Иисусу Христу.
КОММЕНТАРИИ